Новости
Чл.-к. РАН Сергей Кабанихин о некорректных и обратных задачах:
Возьмем, например, зрительное восприятие. Установлено, что наш глаз фиксирует лишь конечное число точек окружающих объектов, а не картину целиком. А как же тогда мы получаем о ней полное впечатление? Мозг, словно мощный персональный компьютер, по увиденным точкам восполняет (интерполирует и экстраполирует) все, что глаз не успел заметить. Ясно, что по набору точек восстановить представление об объекте можно лишь в случае, когда он уже более-менее знаком, визуально или тактильно. То есть, несмотря на сильную некорректность задачи, мозг решает ее довольно быстро, используя интуицию и предварительное знакомство с объектом (априорную информацию). И вообще, когда мы хотим понять что-то весьма сложное, решить задачу, вероятность ошибки в которой достаточно велика, мы, как правило, приходим к неустойчивой (некорректной) задаче и должны привлечь имеющийся опыт и каким-либо образом ограничить множество возможных решений. Каждый понимает, как легко ошибиться, пытаясь восстановить прошлое по некоторым фактам настоящего, например проследить мотивы и детали преступления по имеющимся уликам, понять причины зарождения и этапы развития болезни по результатам обследования и т.п. Или заглянуть в будущее: предвидеть жизненный путь ребенка, направление развития страны или иного сложного процесса. Или проникнуть в недоступную зону и понять, что там происходит, - определить состояние здоровья по функционированию внутренних органов человека; обнаружить месторождение полезных ископаемых; узнать что-либо новое о микромире или о Вселенной и т.д. В сущности, любая попытка расширить границы непосредственного восприятия окружающего мира приводит к некорректным задачам.