Базовые школы РАН
29-30 октября 2024 г. Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека (НЦ ПЗСРЧ, Иркутск) провёл образовательное мероприятие для учащихся базовой школы РАН — Ангарского лицея №1. Мероприятие состоялось в рамках всероссийского проекта «Профессора РАН — базовым школам РАН», который реализуется под эгидой Российской академии наук и направлен на популяризацию науки среди старшеклассников. В двухдневной обучающей программе НЦ ПЗСРЧ в этом году приняли участие ученики 10 класса химико-биологического направления.
В этом году в работе Школы приняли участие 29 педагогов из 14 регионов России: Архангельской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Московской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Свердловской, Челябинской областей, а также из Красноярского, Пермского, Приморского краев и Удмуртской Республики.
В рамках программы Школы состоялись практические занятия и мастер-классы, на которых обсуждались вопросы организации исследовательской деятельности школьников, решения олимпиадных задач по математике и проведения урочной и внешкольной деятельности учащихся. В этом году к организации школы, помимо традиционного участника — гимназии № 6 «Горностай», одной из Базовых школ РАН, присоединился и СУНЦ НГУ.
С 30 сентября по 4 октября 2024 года в Новосибирске пройдет серия научно-популярных мероприятий для учителей математики базовых школ РАН. Мероприятия будут организованы на базе Института математики им. С. Л. Соболева Сибирского отделения РАН, одного из ведущих мировых математических центров.
Цель мероприятий — популяризация науки, обсуждение значимых открытий и обмен опытом среди специалистов.
В гимназии № 13 «Академ» Красноярска прошел ежегодный всероссийский интеллектуальный конкурс исследовательских работ и проектов школьников «От школьника до ученого, первые шаги». Тринадцать команд старшеклассников из трех базовых школ РАН выступили с докладами в секциях: «Персонифицированная медицина и биология», «Химия и комплексная переработка возобновляемого сырья», «Физика конденсированного состояния, фотоника и наноматериалы».
Их доклады оценивались по следующим критериям: актуальность, научная новизна, глубина исследования, практические результаты, личный вклад автора. А также во время ответов на вопросы, можно было получить дополнительный балл от экспертов. В жюри – кандидаты и доктора наук, научные сотрудники институтов Красноярского научного центра СО РАН и СФУ. Победители, занявшее первое место на конкурсе, уже по традиции приняли участие в конференции молодых ученых ФИЦ КНЦ СО РАН.
27 октября 2023 года в торжественной обстановке в Академгородке прошла линейка посвящения школьников восьмых классов трех Базовых школ Российской академии наук в молодые ученые. В качестве символа нового статуса, ребята получили ленты и значки учеников классов РАН. Ученые не только рассказали о своей работе, но и поздравили ребят яркими творческими выступлениями.
В соответствии с указом Президента РФ в Красноярском крае с 2019 года действует проект «Базовые школы РАН», координаторами которого являются министерство образования Красноярского края и Красноярский научный центр СО. Цель проекта – привлечение молодых людей, начиная со школы, в науку и сферу высоких технологий.
Базовые школы РАН в Красноярском крае:
- «Лицей № 7» – химико-биологическое направление «Комплексная переработка возобновляемого сырья»;
- «Средняя школа № 10» – физико-математическое направление «Физика конденсированного состояния; фотоника»;
- «Гимназия № 13» – естественнонаучное направление «Персонифицированная медицина».
В настоящее время в Красноярском крае более 300 школьников вовлечены в научно-исследовательскую деятельность под руководством ведущих ученых Красноярского научного центра СО РАН. Результатами этой совместной научной работы стало создание более 50 новых научных проектов в рамках исследовательских направлений КНЦ СО РАН.
С 1 по 3 ноября 2023 г. цикл лекций для учащихся Базовой школы Российской академии наук – МАОУ «Ангарский лицей №1» – провели профессора РАН Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека: директор Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека, чл.-корр. РАН, д.м.н. Любовь Владимировна Рычкова и руководитель лаборатории патофизиологии, д.б.н. Марина Александровна Даренская.
Лекции и практические занятия по тематическим модулям «Моё репродуктивное здоровье» и «Что мы знаем о свободных радикалах?» состоялись в рамках научно-популярных мероприятий членов РАН и профессоров РАН в базовых школах Академии наук. Уникальную возможность не просто расширить свои знания в этих темах, но и лично пообщаться и задать вопросы российским ученым получили ученики профильного химико-биологического 10-го класса лицея.
В новом учебном году стартовало сразу несколько проектов ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН». Они охватывают несколько ступеней образования: от школьников до аспирантов и ординаторов. В базовых школах РАН прошли линейки, ребята познакомились с новыми кураторами, начались занятия. В аспирантуре и ординатуре открылись новые направления. Официальный партнер ФИЦ КНЦ СО РАН — Российское общество «Знание», провело первые лекции Всероссийской просветительской акции «Поделись своим Знанием».
О том, что ждет старшеклассников, которые только начинают свой путь в науке рассказала кандидат биологических наук, руководитель проекта базовых школ РАН в гимназии №13 «Академ», руководитель группы молекулярно-генетических исследований Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера Марина Смольникова
Лицей при Томском политехническом университете, являющийся единственной в Томской области базовой школой Российской академии наук, занял 19 место в рейтинге 200 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников, – сообщает РИА «Томск». В рейтинг, составленный агентством «РАЭКС», входят школы, выпускники которых наиболее успешно поступают в ведущие университеты страны.
В Иркутской области состоялась вторая региональная конференция проектно-исследовательских работ «Наука. Технологии. Интеллект». Мероприятие организовано Лицеем ИГУ совместно с другими базовыми школами РАН Приангарья — братским лицеем № 2 и ангарским лицеем № 1. ИДСТУ СО РАН сотрудничает с базовыми школами РАН Приангарья с начала реализации совместного проекта Российской академии наук и Министерства просвещения Российской Федерации. Ученики и учителя базовых школ принимают участие в конференциях, лекциях и экскурсиях института.
В этом году в конференции «Наука. Технологии. Интеллект» приняли участие почти сто школьников Прингарья. В число победителей и призеров вошел 31 участник. Организаторы отмечают интерес подрастающего поколения к науке и планируют развитие конференции — в следующем году число секций будет увеличено.
В этом году у проекта Базовых школ РАН в Красноярске важный рубеж — первые выпускники. Об итогах четырех лет работы и о результатах, которых удалось достичь, рассказала Марина Смольникова, кандидат биологических наук, руководитель группы молекулярно-генетических исследований НИИ медицинских проблем Севера, руководитель проекта опорных школ РАН в гимназии №13:
«Проект Базовые школы РАН стартовал в 2019 году. Нам, ученым, с самого начала было в новинку работать со школьниками, тем более, проводить с ними не только научную, но и образовательную деятельность. Можно сказать, что эти 4 года учились все: и ученики, и научные сотрудники. Я, как научный руководитель, формировала рабочие программы сначала для 8 класса, потом для 9, 10 и 11 класса, занималась поиском сотрудников для работы в школе. Моя команда – молодые и опытные научные сотрудники ФИЦ, СФУ и КрасГМУ (мы называем их «кураторы») проводили практические и теоретические занятия, готовим свои спецкурсы. Каждый год мы занимаемся разными экспериментальными работами со школьниками, по результатам которых проводим ежегодные конференции.
В гимназии №13 «Академ», при активном содействии директора Людмилы Петровны Юдиной, мы развиваем научное направление классов РАН – персонифицированная биомедицина. Эти четыре года были для ребят погружением в биологию, химию, молекулярную биологию, генетику. Уже в 9 классе наши ученики умеют выделять ДНК, работать в стерильных боксах. В 10 классе они самостоятельно могут делать ДНК-типирование с применением метода полимеразной цепной реакции. Делается это в рамках научного проекта по выявлению генетических маркеров распространенных заболеваний человека с целью их профилактики. Работа проводится на современном оборудовании, на котором работаем мы сами в научно-исследовательских институтах. Для 11 класса мы решили в течение года приглашать ученикам ведущих ученых Красноярска, чтобы у детей сформировалось общее понимание всех научных направлений нашего города и края. За 2022-2023 учебный год у нас побывало 24 лектора из разных научных областей: биология, медицина, химия, физика, сельское хозяйство, лесобиологическая тематика, психология, математика. Так же для ребят прочитала лекцию о научных грантах исполнительный директор Красноярского краевого фонда науки. Цель фонда — содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории края.
В 2023 году в трех базовых школах РАН Красноярска: гимназии №13, лицее №7, школе №10, — будут первые выпускники. В гимназии №13, по результатам нашего опроса, из 19 учеников 11 класса РАН семь человек выбрали для поступления медицинские ВУЗы или биологические факультеты ВУЗов. Причем, из пяти одиннадцатых классов гимназии всего 20 человек сдают ЕГЭ по биологии, то есть почти треть – из нашего класса РАН. На мой взгляд, это отличный показатель и результат работы научных сотрудников с учениками».
16-27 марта 2023 года в Иркутске прошел I Байкальский Научный Форум школьников, организованный АНО КД ПМЦ «Родник» и Лимнологическим институтом СО РАН при поддержке Фонда президентских грантов. В рамках Форума 16 и 17 марта состоялась II Всероссийская Байкальская научно-практическая конференция школьников «Открывая горизонты» на базе и при организационной поддержке Иркутской государственной областной универсальной библиотекой имени И.И. Молчанова-Сибирского. В Конференции приняло участие 103 школьника 5-11 классов из городов: Иркутск, Красноярск, Шелехов, Ангарск, Зеленогорск, Мурманск, Снежногорск, Ижевск, Нижнй Тагил, Бийск и Москва.
В рамках программы «Базовые школ РАН» — совместного проекта РАН и Министерства просвещения Российской Федерации — ученые СО РАН прочитали лекции для учащихся 8—11-х классов. В числе выступающих исследователи из Новосибирска и Иркутска, но в дальнейшем планируется привлечение большего количества специалистов из разных городов Сибирского региона. Задача проекта — популяризация науки, научных знаний и достижений, а также научно-исследовательского творчества среди школьников.
В конце октября в Институте физики им. Л.В. Киренского СО РАН для учеников школы № 10 имени академика Ю.А. Овчинникова – базовой школы РАН по направлению подготовки «физика» – прошли памятные чтения, посвященные празднованию 100-летия со дня рождения нобелевского лауреата Николая Геннадьевича Басова.
О масштабе личности, героической биографии и научно-организационных заслугах советского и российского физика одного из основоположников квантовой электроники академике Николае Басове рассказал во вступительном докладе доктор физико-математических наук профессор заведующий лабораторией когерентной оптики Василий Архипкин.
С 31 октября по 2 ноября в базовой школе РАН – Ангарском лицее № 1 Иркутской области для отдельных групп обучающихся 10–11 классов и их учителей проведено четыре тематических модуля, включающих установочные лекции, мастер-классы и практические занятия.
С 26 по 30 сентября 2022 года на базе Института математики им. С.Л. Соболева Сибирского отделения РАН, одного из мировых научных математических центров, впервые будут проведены уникальные научно-популярные мероприятия для учителей математики и информатики базовых школ РАН.
Свое участие в работе подтвердили более 40 педагогов из 29 общеобразовательных организаций, расположенных в 18 регионах нашей страны.
Этот проект успешно реализуется уже четвертый год. Он объединил более ста лучших региональных школ из 32 регионов России.
ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» принимает активное участие в проекте. Ученые центра курируют школы, ставшие базовыми в Красноярске. Ведущие ученые читают в них лекции и ведут практические уроки, занимаются со школьниками научно-исследовательской работой, организуют конференции, проводят занятия с учителями, издаются материалы по реализации учебных и практических программ. Текущий учебный год особенный для проекта — весной из классов базовых школ РАН выйдут первые выпускники.
В Москве 9 сентября в Колонном зале Дома союзов состоялся финал IX Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели». В мероприятии приняли участие более 400 школьников из 56 регионов России.
Молодые изобретатели представили электроракетный двигатель на заряженных частицах, литий-полимерные батареи, роботизированную систему лесовосстановления, технологию диффузионной сварки, подводную лодку-самолет, систему поиска опасных объектов под землей — это лишь небольшая часть проектов, получивших высокие оценки экспертов.
Проект 11-классников из лицея № 2 города Братска (лицей — участник проекта Базовые школы РАН) Ильи Кучменко и Дарьи Омелюк «INTORY — приложение для видеоконференций» был признан лучшим в номинации «Информационные технологии и образование».
Премия российского общества «Знание» учреждена для признания достижений российских деятелей просвещения – преподавателей, лекторов, школьных учителей, блогеров, компаний, СМИ, а также других выдающихся людей и проектов из разных областей, осуществляющих просветительскую деятельность. Лауреатами премии станут просветители, просветительские проекты и компании, завоевавшие высокие оценки экспертов и почетного жюри, а также симпатии зрителей. Премия вручается ежегодно.
В 2022 году предлагаются следующие номинации просветительской премии «Знание»:
- Просветитель.
- Просветительский проект.
- Просветительская компания.
Среди указанных вариантов участия в получении премии есть номинация «За просветительскую деятельность в школе», предназначенная для учителей, в том числе базовых школ РАН, ведущих выдающуюся просветительскую деятельность в своих школах.
Номинантом на награду может стать любой человек или проект, ведущие активную просветительскую деятельность. Номинировать можно не только себя, но и интересные проекты и людей, чей вклад в просвещение вы считаете значительным.
Заявки принимаются до 4 сентября 2022 года на сайте просветительской премии «Знание».
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- следующая ›
- последняя »