Новости

25.07.2006
О концепции "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы"

Правительство РФ утвердило распоряжением от 6 июля N977-р концепцию федеральной целевой программы /ФЦП/ "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". Об этом сообщила сегодня правительственная пресс-служба.

Госзаказчиком - координатором ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" определено Минобрнауки России. Госзаказчиками программы также стали Роснаука, Рособразование и МГУ им.Ломоносова.

В концепции программы рассматриваются 4 возможных варианта решения проблем в сфере развития науки и инноваций.

Эволюционный вариант предусматривает прямое применение мер и механизмов, используемых при реализации федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг с сохранением пропорций ресурсного обеспечения программных мероприятий. Преимуществами этого варианта являются отработанность механизмов поддержки, сложившаяся система управления, снижение издержек управления и наиболее заметный эффект в среднесрочной перспективе. Однако рисками являются падающая эффективность, вытеснение частных инвестиций, сохранение круга активных субъектов инновационных процессов, исчерпание технологического потенциала, сужение базы для долгосрочного развития.

При реализации инвестиционного варианта осуществляется формирование центров превосходства и развитие научно-технологической базы. Преимуществами этого варианта являются развитие научно-технологического потенциала для долгосрочного развития, повышение привлекательности научной деятельности для молодых специалистов, формирование институциональной базы исследований и разработок, реализация отдельных прорывных направлений научно-технического развития. Однако выделяются такие риски, как некорректность выбора направлений инвестиций, нерациональность состава закупаемых технологических комплексов, замораживание вложенных средств, неэффективность использования нового оборудования.

Партнерский вариант подразумевает развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение новых инвесторов, частного бизнеса к участию в программе в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений. Преимуществами этого варианта являются расширение круга инновационно-активных компаний, рост внебюджетного софинансирования, усиление координации проводимых исследований и разработок, рациональность выбора направлений исследований. В качестве рисков отмечаются "размывание" приоритетов технологического развития, смещение проводимых исследований и разработок к ближайшей перспективе, рост издержек управления программой.

Комплексный вариант который базируется на преимуществах всех указанных вариантов и снижает риски при их реализации. Этому варианту отдается предпочтение. В рамках комплексного варианта рассмотрены два сценария реализации программы, которые похожи по составу задач и мер по их решению, но существенно различаются по интенсивности мероприятий по ряду направлений, необходимым ресурсам и ожидаемым результатам в решении отдельных задач.

Первый сценарий комплексного варианта предполагает меньшие затраты и в основном направлен на решение задачи ускоренного формирования научно-технологического потенциала, на стимулирование компаний к инновациям и расширение внебюджетного финансирования исследований по приоритетным направлениям.

Второй сценарий комплексного варианта требует больше ресурсов, но при этом обеспечивает существенное продвижение в решении таких задач, как формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок, развитие производственно-технологической инновационной инфраструктуры, привлечение к научной деятельности молодых специалистов.

В рамках реализации первого сценария предусматривается ускоренный рост расходов на реализацию проектов по разработке технологий, при этом расходы по мероприятиям блока "Разработка технологий" составят более 50 проц объема финансирования программы за счет средств федерального бюджета. Общий объем финансирования программы составит около 195 млрд руб в ценах соответствующих лет, в том числе за счет средств федерального бюджета - 134,36 млрд руб.

В рамках реализации второго сценария предусматривается опережающий рост капитальных вложений в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение конкурентоспособных научных организаций, при этом капитальные вложения по программе составят около 28 проц объема ее финансирования за счет средств федерального бюджета. Общий объем финансирования программы составит около 260 млрд руб в ценах соответствующих лет, в том числе за счет средств федерального бюджета - 193,1 млрд руб.

Реализацию программы предлагается осуществить в два этапа.

На первом этапе - 2007-2009 гг - планируются ускоренное формирование задела для коммерциализации технологий путем проведения работ по приоритетным тематическим направлениям программы в соответствии с перечнем критических технологий РФ, утвержденным президентом РФ; отработка механизмов привлечения дополнительных ресурсов на реализацию приоритетных направлений технологического развития путем софинансирования крупных исследований и разработок компаний. На этой основе должны быть обеспечены рост софинансирования мероприятий по блокам "Разработка технологий" и "Коммерциализация технологий", расширение числа участников реализации программных мероприятий для улучшения условий их конкурсного отбора и повышения эффективности использования управленческой инфраструктуры программы в интересах компаний, заинтересованных в размещении заказов на исследования и разработки.

На втором этапе - 2010-2012 гг - предусматриваются развитие институциональной основы для долгосрочного устойчивого развития эффективной инновационной системы путем формирования и развития инфраструктуры этой системы на основе интенсификации инвестиций в развитие приборной базы конкурентоспособных научных организаций и высших учебных заведений, что предполагает выход на качественно новый уровень технологических возможностей для реализации прорывных направлений научно-технического развития; использование сформированного на первом этапе задела для коммерциализации технологий и роста экономического эффекта; формирование устойчивых внебюджетных механизмов поддержки инноваций.

За весь период реализации программы вклад в прирост валового внутреннего продукта вследствие повышения уровня коммерциализации технологий и увеличения выпуска высокотехнологичной продукции составит 0,12-0,15 процентного пункта к уровню 2006 г.

Ожидаемый вклад является значимым с точки зрения повышения диверсификации структуры экономики в сторону высокотехнологичной продукции и позволяет заложить основу для дальнейшего роста, основанного на инновациях. Увеличение доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте составит до 1,82 проц по первому сценарию и до 1,83 проц - по второму сценарию реализации программы.

Ожидаемые эффекты являются достаточно значимыми по сравнению с эволюционным вариантом развития, при котором доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте к 2012 г составит лишь 1,7 проц.

В случае реализации первого сценария доля высокотехнологичной продукции в экспорте к 2012 г достигнет 10,21 проц, а в случае реализации второго сценария - 10,25 проц. При реализации первого сценария удельный вес инновационно-активных компаний в промышленности возрастет к 2012 г до 18,57 проц, а при втором сценарии - до 18,72 проц, тогда как при эволюционном варианте развития показатель составил бы лишь около 15 проц.

По оценкам, в случае реализации первого сценария к 2012 г будет создано около 37-40 тыс новых рабочих мест для высококвалифицированных работников, а в случае второго сценария - 41-45 тыс новых рабочих мест.