Новости
Вице-президент РАН академик Алексей Хохлов написал 3 мая 2020 года в своей ленте новостей в социальной сети Facebook: «Сейчас ученые всего мира ведут интенсивные исследования, направленные на разработку надежной вакцины и эффективных лекарств для лечения коронавируса. Поскольку это дело не быстрое, не менее важно разработать оптимальные протоколы лечения с помощью имеющихся лекарственных средств.
Есть, однако, один аспект противодействия коронавирусу, где недавние достижения науки уже сейчас наглядно демонстрируют свою мощь. Нынешняя эпидемия – первая в истории человечества, по ходу которой широко используются тесты на наличие коронавируса, основанные на полимеразной цепной реакции (ПЦР). Между тем, метод ПЦР был открыт на основе достижений молекулярной биологии сравнительно недавно – в 1983 году (Кэри Муллис, Нобелевская премия 1993 года). Во время предыдущей SARS эпидемии 2002 года (атипичная пневмония) ПЦР-технологии еще не применялись так широко, как в наше время.
Сейчас же стоимость ПЦР-тестов относительно невелика, что позволяет проводить их в массовом масштабе. С момента начала эпидемии в США уже проведено около 7 миллионов тестов, Россия на втором месте в мире – более 4 миллионов тестов. Если в марте-начале апреля тестирование на наличие коронавируса проводилось только в новосибирском Векторе, то в последние дни появились альтернативные возможности, и число тестов резко возросло, особенно в Москве. Это привело и к росту числа выявленных случаев заражения, что очень важно для пресечения возможных цепочек распространения инфекции.
Другой вид тестов, который доведен до отработанной технологии и сейчас широко применяется – анализ крови на наличие специфических антител к вирусу (глобулярных белков плазмы крови). Этот метод также основан на достижениях молекулярной биологии. Не нужно объяснять, почему такое тестирование в текущей ситуации также играет важнейшую роль в противодействии эпидемии – хотя бы для выявления бессимптомно переболевших.
Резюмирую: достижения медико-биологической науки наряду с организационно-ограничительными мерами уже играют ключевую роль в противодействии эпидемии. Более того, нынешняя ситуация поставила столько нерешенных вопросов, что весь научный ландшафт вскоре должен измениться, причем роль науки в ближайшей перспективе будет только возрастать».