Программа кандидата на должность президента РАН академика Дмитрия Марковича
Недостаточная востребованность результатов научно-исследовательской деятельности
Один из наиболее объективных показателей структуры экономики — доля высокотехнологичного экспорта. Компания, действующая на высокомаржинальном и высококонкурентном рынке, обеспечивает конкурентные качества своего продукта за счет инноваций, технологий и исследований. Чем больше таких компаний, тем востребованнее наука. Как показывает опыт Норвегии, Канады и других стран, сырьевой сектор тоже быть восприимчивым к высокотехнологичным разработкам и быть драйвером развития других секторов. Санкции создают окно возможностей, и РАН следует организовывать взаимодействие институтов и вузов с крупными российскими корпорациями и компаниями. Самим научным организациям надо перестраиваться, чтобы соответствовать технологическим запросам и отвечать на них «на языке бизнеса». Необходимо восстановить эшелон прикладной науки и создать условия для появления большого количества инжиниринговых компаний в партнерах у институтов и вузов.
С малыми затратами реального сектора экономики на НИОКР отчасти связана и хроническая общая недофинансированность науки в России. Но и строгий подсчет бюджетных затрат на фундаментальную науку, которую бизнес финансировать не сможет, показывает необходимость их увеличения до среднемирового уровня.
Конкуренция моделей концентрации науки
Конкуренция моделей (условно «американской», с опорой на университеты, и «континентальной») не является препятствием к взаимодействию по общенациональным целям и приоритетам. Если научно-технологическая политика открыта и сбалансирована, приоритеты едины, цели согласованы, а программы скоординированы, то «академическая», вузовская, корпоративная и ведомственная наука просто лишаются предпосылок для соперничества.
Различные программы при этом могут опираться на различных ключевых координаторов – крупные университеты, научные центры, корпорации, федеральные территории, наукограды и академгородки, ИНТЦ и НОЦ.
Рассогласованность программ и планов
Рассогласованность связана с недостаточной открытостью и прозрачностью научно-технологической и образовательной политики, с комплексностью задач и вызовов, а также с конкуренцией мнений и усилий относительно способов достижения целей.
Академия должна удерживать свою неаффилированность при работе над приоритетами, обосновывать их во властных структурах. Далее следует большой объем работ по согласованию целей, программ и отраслевых стратегий.
Географический дисбаланс развития научной и образовательной инфраструктуры
Дисбаланс — накопленные последствия многих спорных, а то и явно ошибочных решений за предыдущие десятилетия: от приоритизации государственных затрат на науку в целом до механизмов оценки научной результативности и привязки оплаты труда к региону.
Академия должна формировать и реализовывать политику научной связности в соответствии с приоритетами Стратегии пространственного развития РФ, стремиться к равномерному наполнению научного ландшафта и справедливому распределению ресурсов.
Трудности перехода от лабораторных прототипов к производству
Рельефнее всего «долина смерти» просматривается в фармацевтике, где компании готовы финансировать только финальный, третий этап клинических испытаний, а не первые два, не говоря уже о доклинике. Ставка на венчурное обеспечение трансфера не сработала: в нашей экономике нет столько денег, чтобы инвесторы ими рисковали так же легко, как в других странах. Корпоративные венчурные фонды тоже пока только учатся. Необходимы государственные механизмы, и в первую очередь поддержка развития технологического предпринимательства и инжиниринга. РАН может анализировать лучшие практики и инициировать их масштабирование, в том числе в виде проектов государственных и корпоративных программ.
Продолжение «утечки мозгов»
Причины не изменяются: низкий социальный статус и достаток ученых, дефицит ресурсов для их профессиональной деятельности, к чему добавилась тревожная геополитическая ситуация. Необходимо помнить, что конкуренция за мозги — глобальная.
РАН должна делать всё, от нее зависящее, для выправления ситуации. Генерировать и продвигать инициативы по увеличению оплаты труда ученых из всех источников, способствовать решению жилищного вопроса, а главное — инициировать амбициозные, яркие, привлекательные для молодежи исследовательские проекты.
Основные риски провалить технологический суверенитет
— Риски инерционности научно-технической политики: старые цели и приоритеты — отсюда неизменность госзаданий, без корректировок остается ПФНИ.
— Риск рассогласованности: серый импорт препятствует инвестициям в «длинные» российские технологии, квоты на образование не согласованы с потребностями импортозамещения и т.п.
— Риск имитации: форумы, биржи, форсайты по импортозамещению вместо жестких управленческих решений.
— Риск ошибки в темпах: регулирование импорта лекарств и медтехники в момент острого дефицита научно-технического задела.
— Недостаточность ресурсов: неизменная структура госбюджета.
«То, что мобилизация необходима и неизбежна, должны помнить все: и игроки бизнеса, и все уровни власти. Нет ничего невозможного — была бы политическая воля, целеполагание, поддержка граждан и еще ряд факторов».